Выход-армии-на-перевал-Сен-Готард-72-дпи

Вот уже 23 года я занимаюсь темой Швейцарского похода Александра Суворова и его армии. За эти годы после десяти поездок в Альпы написаны десятки натурных живописных работ, портреты-реконструкции участников этого похода, привезены из Швейцарии десятки тысяч фотографий всех без исключения мест, связанных с этим историческим событием.

sfYV2cYR.jpg

Чтобы понять и оценить величие подвига армии Суворова, надо увидеть, прочувствовать и осознать величие Альп, их коварство и неприступность. Вспомним: почти за месяц солдаты прошли более 200 км по пяти кантонам Швейцарии, поднимались на перевалы, восстанавливали разбитые французами мосты, форсировали ледяные горные реки, вели почти каждодневные кровопролитные и победоносные бои с хорошо подготовленной французской армией. От острых камней и непрерывных дождей обувь участников похода приходила в негодность, сухари — основная солдатская пища — портились от непогоды, обоз почти полностью был потерян при форсировании рек и перевалов. Бедное местное крестьянское население, уже ограбленное французами, не могло помочь ни провизией, ни фуражом, несмотря на симпатии к русской армии.

Русская армия Суворова всё преодолела и перешла через Альпы. Сила русского духа оказалась выше неприступных альпийских вершин! Известна характеристика военного историка (а в будущем министра и фельдмаршала) Дмитрия Милютина: «Неудачная эта кампания принесла русскому войску более чести, чем самая блистательная победа».

Это был невыносимый по тяжести поход. Проследить и наглядно показать весь путь армии Суворова по горной Швейцарии — сложнейшая задача! Первой такой серьёзной попыткой стало создание коллекции фотографий Василием Энгельгардтом (1828–1915), сохранившим для нас исторический облик уходящей в прошлое альпийской натуры конца XIX века.
В 50-е годы XIX века мастерская литографии Василия Тимма выпускала «Русский художественный листок» о современных событиях Крымской войны. Я задумала создать серию о событиях Швейцарского похода Суворова, воссоздав документально и точно художественными средствами хронику Швейцарского похода, свидетельствующую о величии и трагизме событий осени 1799 года.

Я многое видела в швейцарских Альпах. О походе узнавала из исторических и литературных источников, а порой и от швейцарцев, хранящих в памяти и пересказывающих эти истории своим потомкам. Много дорог прошла... Многое понимаешь, глядя на горные вершины, до которых приходится идти часами, на стремительно несущиеся облака между этими вершинами, в минуту укрывающие и сами эти вершины, и всё вокруг непроглядной пеленой, когда уже товарища не видно рядом...

Вы скажете: Альпийский поход русской армии Суворова — это довольно известная тема для туристов, приезжающих в Швейцарию. Там даже есть специальный Суворовский маршрут — маршрут № 55.

В чём же особенность моего замысла?

Я показываю не красоты Швейцарии, а суровый путь русской армии в Альпах. В Швейцарии многое сохранилось неизменным с конца XVIII века. Так же лепятся на крутых горных склонах те же дома и шале трудолюбивых швейцарцев, так же крепко стоят древние монастыри и храмы, видевшие Суворова, с устремлёнными в небо колокольнями, так же высятся за всем этим неприступные Альпы. На горных тропинках и поворотах дорог до сих пор стоят кресты с распятиями. В городах сохранились каменные дома и монастыри, в которых останавливались Суворов и его офицеры. Возле этих домов мы видим те же каменные фонтаны, из которых черпали воду солдаты и поили коней. Эта старая Швейцария помогает мне погрузиться в то время. И я начинаю смотреть на мир глазами суворовских солдат, я иду вместе с ними в этом походе...

KWIXnzgf.jpg

И мне очень повезло: легендарный суворовский поход 1799 года повторили исторические реконструкторы, участники группы СУВОРОВ220, пройдя в осенние дни 2019 года от Айроло до Иланца путь русской армии в Альпах в мундирах и со снаряжением, близким к историческому. Я находилась рядом с ними и запечатлевала их передвижение и реконструкции боёв на свою камеру. На наших глазах оживала История.

Я осознала необходимость создать ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО этого невероятного по силе воли и почти неизвестного в настоящее время подвига русской армии и Суворова.

Суровость обстоятельств походной жизни, угрожающая мощь альпийских гор и трудность дорог, непривычных русскому равнинному человеку, требовали новых изобразительных средств. Необходимо было соединить документальность фотографии с художественным видением автора. Для передачи духа тех событий потребовалось перейти от многоцветия живописи к монохромной графике. После долгих поисков и изучения различных графических и фотографических подходов я остановила свой выбор на почти забытой технологии масляной печати OILPRINT (нетиражная техника). Метод масляной печати разрабатывался в конце XIX века. Это было время наивысшего взлёта реалистического изобразительного искусства и вхождения в жизнь фотографии. Художники и первые фотографы надеялись использовать возможности метода масляной печати для создания художественных реалистических произведений. Однако он оказался настолько сложным и результаты настолько непредсказуемыми, что от него почти сразу и отказались. Впоследствии он был вытеснен более практичной и тиражируемой серебряной печатью и фактически забыт. И только недавно и только фотографы стали к нему возвращаться. Профессионально работает не больше 10–15 человек во всём мире. Современные художники его практически не знают. Ввиду отсутствия разработанной технологии мне пришлось пройти нелёгкий путь возрождения этого метода.

3C3R6MpO.jpg

Переосмысление и адаптация этой техники с учётом технических возможностей XXI века дали мне возможность создать своё новое документальное искусство, которое является сплавом фотографии, графики и живописи. Создаётся уникальное художественное произведение. Оно несёт в себе документальную точность, но в нём нет элементов случайности, ощущения остановленного мгновения, присущих фотографии. Стилистически они могут напоминать старинные гравюры, литографии, монохромную живопись в технике «гризайль», старые фотографии (стиль выбирает сам автор). Более того, возникает ощущение, что они и были созданы в те далёкие времена и являются свидетельствами тех событий.

78GnEWIg.jpg

Со времени Швейцарского похода прошло больше двух веков. Многое изменилось в понимании цели и смысла существования, ценности человеческой жизни. Тем важнее внимательно всмотреться в события тех далёких лет, ощутить цельность и силу личности Суворова, личности былинных русских «чудо-богатырей». И сравнить с нами сегодняшними... Возможно, такое сравнение будет полезным и поучительным, подтолкнёт к действию, развитию.

Впереди у меня большой и ответственный этап работы над портретом Суворова. Задумано воссоздание наиболее точного облика полководца совместно с лабораторией пластической реконструкции РАН имени Герасимова, используя посмертную маску Суворова.