Вчера в музее «Садовое кольцо» (проспект Мира, 14) состоялся вернисаж новой выставки замечательного русского художника Ольги Калашниковой. В экспозицию под названием «Приглашаю в Переславль-Залесский» вошло 80 работ (вместе с этюдами). Принимая поздравления от друзей и коллег, Ольга Викторовна нашла время ответить и на вопросы.

 

— Нетрудно заметить, что Ваши картины наполнены любовью к Родине: и природа на них оживает (какой бы неоригинальной ни казалась эта фраза), и ставни домов вот-вот заскрипят на ветру... Всё в этих картинах просто и понятно; и эмоции только положительные. Вы изначально стремитесь к этому эффекту?

— Однажды в чудесный майский день много лет назад, я работала на пленэре, а рядом находился мой 4-летний сынок, безмятежно щебеча и наслаждаясь светом, теплом, жизнью. «Ты счастлив?» — спросила я. «Да», — ответил малыш.

— А что такое счастье? — неожиданно вырвался у меня вопрос.

— Когда люди вместе!

Всё время вспоминаю этот поразивший меня ответ — люди вместе… У нас есть общая земля, несказанная красота природы и рукотворная красота. И хочется передать в своих картинах эти чувства, соединить людей в любви ко всему тому, что мы так горячо и страстно любим и ценим. Вот и пишу я нашу землю, небо над нею, храмы, возведённые столетия назад, дороги и тропинки, проложенные людьми, построенные дома, в которых живут эти люди. Не могу промолчать, не передать зрителям, например, как поразительно остро смотрятся только что проклюнувшиеся из-под снега ландыши в старинном горшке...

 

— Многие Ваши работы и прежде создавались, насколько я знаю, в Переславле-Залесском, а теперь и вся выставка посвящена этому почти былинному городу…

— Во-первых, многие художники работали в этом старинном и живописном городе. Но я, однажды побывав, возвращаюсь вновь и вновь, живу в Переславле периодами. Чувствую и передаю красоту и обаяние этого родного края, понимаю и разделяю заботы, тяготы и радости тихого русского города с многовековой историей.

А во-вторых, Переславль-Залесский — это же «Золотое кольцо России», знаменитый и популярный туристский маршрут нашей Родины, которому в 2017-м исполняется 50 лет. И что интересно и даже символично, — музей «Садовое Кольцо» стоит на луче, соединяющем сердце Москвы (Никольскую улицу, Большую Лубянку, Проспект Мира и Ярославку) с Переславлем-Залесским и другими северными городами «Золотого кольца».

 

— Сейчас, когда наблюдаете за реакцией зрителей, о чём думается?

— О разном… Например о том, что художник, отвечая на вопрос о мотивах своего творчества, часто начинает фразу так: «Я пишу...» А если поменять одну букву, получится «пашу́». Поразительно! Но это верно. Художник-реалист — как крестьянин. У него та же зависимость от света, погоды, сезона. И так же, как и крестьянину, надо много работать. И так же любить землю, на которой живёшь. И тогда земля и небо над ней откроют свою красоту и мудрость. И тогда не устоять художнику — так сильно тянет его к краскам и кистям, чтобы передать земную и небесную красоту, чтобы поделиться ею со всеми людьми, прожить с ними в единой гармонии, устроенной и заданной нам Творцом. Поэтому свой новый альбом, приуроченный к выставке, я назвала строчкой Юнны Мориц: «И все дары Творца — с весны и до зимы».

Сходство судьбы художника с крестьянской ещё и в том, что не всегда урожай бывает хорошим: не всё вырастает, не всё получается. Но это не причина для остановки! Надо работать... Дни бегут: на смену холодной задумчивой зиме приходит звонкая и изменчивая весна. Скорость времени ускоряется. Лето, осень, снова зима... А душа трудится всегда. Но и поэтствует всегда, как точно подметила Юнна Петровна. И как далее в том же стихотворении Мориц: «И почерком своим из тьмы выводит в свет». — Это ли не предназначение настоящего художника?!

 

Справка.

КАЛАШНИКОВА Ольга Викторовна, живописец, художник-педагог, иллюстратор книг. Состоит в Московском Союзе художников и Союзе художников России.

Окончила МАИ (ф-т прикладной математики; занималась математическим моделированием, разрабатывая алгоритмы в ракетостроении) и МГПИ (художественно-графический ф-т). Преподавала в Московском областном художественном училище памяти 1905 года, участвовала в объединении художников-реалистов «Москворечье». С 1987 г. началась её выставочная деятельность.

Участвовала в московских, республиканских и международных выставках. В 1999-м в честь 200-летия перехода через Альпы русской армии под командованием Суворова представляла русское искусство в Швейцарии. В 2000-х проводила мастер-классы в галерее русского искусства в США. Работы Калашниковой представлены в частных коллекциях и галереях России, Австрии, Англии, Китая, Швейцарии, Германии, Израиля, Испании, Японии, США и др. стран.

Владимир Сергеев. Газета "Труд"