Живописное высказывание о жизни

 

Русский реализм — это крупное явление в мире искусства. Традиции его в России

насчитывают уже несколько столетий. И в 21 веке это направление изобразительного искусства живо и не только повторяет найденное ранее, но и развивается, ибо каждое время и каждый художник привносит свое видение мира и исходит из своего состояния души.

В жестоком мире «современного искусства», далеко ушедшего от классических норм представления о красоте, особняком стоят художники-реалисты. От них требуется мужество не следовать за модой, а продолжать классическую линию искусства. Сущность её в ясности: ясной человеческой позиции автора, ясном взгляде на красоту жизни, ясном художественном изложении.

Ольга Калашникова - художник, выбравший путь реалистического классического

искусства. Ее творчество базируется на многогранном видении жизни, полной красоты и драматизма, ясности представлений о гармонии природы и структуре воплощения этой природной гармонии в своих картинах.

Такая человеческая и творческая позиция обусловлена непростым, особенным

жизненным путем художницы. Однажды молодой инженер-математик Ольга

Калашникова подняла голову от формул и алгоритмов и всмотрелась в мир вокруг. И была изумлена открывшейся красотой, разлитой в самой жизни. Сила этого потрясения заставила отложить в сторону все занятия математикой и компьютерами и уйти в сферу своего истинного призвания. Вновь была учеба, были бесконечные поездки на природу, была кропотливая работа в мастерской. И тогда родился художник, умеющий точно подмечать смысл жизненных явлений и точно и образно воплощать их в образах, передавая и порожденные ими личностные впечатления. Художник, верный хрестоматийному принципу реализма: художественное воплощение жизненных явлений в формах самой жизни.

Быть художником-реалистом очень непросто, за этим всегда стоит большой труд.

Природа - лучший учитель художника - очень сложна и многообразна. Поэтому «ученичество», изучение натуры никогда не должно заканчиваться. Только в таком случае картины обретают внятность и многомерную полноту образа. Увиденное и прочувствованное каждый художник выражает по-своему. У Ольги это всегда прямое высказывание.

И внешние приемы, связанные с фактурой, композицией, колористическими аспектами, для нее всегда вторичны и служат средством для более полного выражения смысла и донесения до зрителя полноты изображаемой натуры. Этим определяется особый характер лиризма её образов: они очень индивидуализированы, личностны, пронизаны собственными эмоциями автора. Одновременно с тем абсолютно объективны, ибо строятся на качествах и свойствах изображаемых предметов и явлений. Выразительные средства художника — тема, требующая отдельного рассмотрения. Здесь же отметим, что работы художника Ольги Калашниковой отличает следование традиции тональной живописи; используя мягкое письмо, она не забывает акцентировать внимание зрителя на «говорящих» деталях. Таким образом и достигается «портретное сходство» во всем, что она изображает. Портрет предполагает сочетание обобщенной характеристики и конкретных деталей, будь то опушка леса с последним снегом (портрет весны), летний букет (портрет лета), осенний натюрморт со старыми предметами (портрет осени), старинный русский город, будто заснувший под светлым снежным покрывалом (портрет зимы). Такой подход, которым Ольга Калашникова блестяще владеет, придает более глубокие смыслы ее произведениям. Во всех жанрах ее живописи (пейзажах, натюрмортах, портретах) мы видим настоящую жизнь: на необъятной русской земле стоят монастыри и дома, в которых живут люди, а над этой землей с полями и лесами летят высокие облака... Снежная зима сменяется нежной весной, на смену ей приходит цветочное лето. И - венец года! - яркая и плодоносная осень, требующая подводить итоги... Этот цикл, повторяющийся из года в год, из века в век, составляет основу жизни.

Этот природный цикл лежит и в основе творчества Ольги, определяя выбор ее сюжетов. И она воплощает эти сюжеты ясно и эмоционально, встречая своего неравнодушного зрителя. А потому ее живописное высказывание о жизни и ее ценностях само становится частью реальной жизни. И ее картины — это открытые окна в бесконечно сложный, но прекрасный мир!

Виктор Калашников, кандидат искусствоведения

 

 

 

По пути Суворова в Швейцарии

В 1999 Россия и Швейцария отмечали 200-летие перехода русской армии во главе

с генералиссимусом А.В.Суворовым через Альпы. Верная своему союзническому договору с Австрией, армия сражалась с наполеоновскими захватчиками и освободила большую часть Швейцарии. На месте первого сражения на перевале Сен-Готард швейцарцы поставили памятник русскому полководцу Суворову.

...В 1997 году художник Ольга Калашникова впервые приехала в горный край по приглашению директора музея на перевале Сен-Готард сеньора Карло Петерпостена. Это ему принадлежит заслуга установки на переревале памятника Суворову.

За первой поездкой последовали и другие.Ольга открывала для себя Швейцарию.

Она смотрела на горные кручи, перевалы, снежные вершины глазами тех русских солдат, которые пришли сюда освобождать кантоны Швейцарии от французских захватчиков. Ей казалось, это она идет с генералиссимусом горными тропами, охваченная трепетом и восторгом перед холодной силой скал и открывающимися за ними просторами. Отсюда и восхищение русскими былинными чудо-богатырями, и сострадание к ним. Не многие вернулись в Россию, но память о них хранит и швейцарский, и русский народ. Это память о мужественных, сильных и честных простых русских людях.

Художница много работала. Были организованы несколько выставок. Но главное - она открыла для себя совершенно новую тему в творчестве. Ее русские равнинные

пейзажи, портреты близких ей русских людей, живущих в тихой провинции, ее лиричные натюрморты, полные любви и нежности, стремительно стали сменяться горными пейзажами, портретами русских солдат и швейцарцев.

Друзья из российского военно-исторического общества помогли реконструировать события на перевале Сен-Готард и у Чертова моста в костюмах той эпохи. Атрибуты очень важны для художника! И Ольга, погрузившись в такую ценную для художника натуру, принялась за работу. Она приступила к созданию уникальной серии портретов русских воинов - гренадеров и егерей. Портреты писалась в России. А поездки в Швейцарию все более и более открывали для нее край мощных пространств и новых масштабных природных стихий.

Ольга Калашникова познакомилась и подружилась со многими жителями Швейцарии, которых полюбила за теплоту человеческих отношений. Ей позировали священник-капуцин из Андерматта, со своей неизменной трубкой и по вечерам играющий в театре, веселый и загорелый железнодорожный рабочий Франко, виноградарь Пьер, приветливо угощавший своим вином, девочка Матильда, красавица Беатриче, её муж-скульптор Пако, директор музея на Сен-Готарде Карло Петерпостен с моделью памятника Суворову, инженер Габриэле, 86-летний пастух Бонадей... Список можно продолжать и продолжать.

Ольге всегда был присущ интерес к быту людей, в особенности к вещам, которые хранят в себе историю. В ее натюрмортах есть старая посуда, традиционный швейцарский сыр, веками выделываемое на этих склонах молодое вино...

Однажды дело дошло даже до курьеза. Живопись Ольги Калашниковой вызывала

ассоциации с творчеством швейцарского художника Альберта Анкера (1831-1910).

Почти все швейцарцы знают его и гордятся им. Работы его представлены во всех крупныx музеях Швейцарии. Мон-Вуйи, где проходила выставка О. Калашниковой в 2000 году, находится недалеко от дома-музея Анкера. Ольга пригласила на свою выставку его потомков, сотрудников этого музея. Увидев три ключа в натюрморте «Швейцарский антиквариат», они стали уговаривать ее отдать им ключи, ибо были уверены, что именно эти ключи пропали из музея много лет назад. Натюрморт, по признанию автора, был написан под впечатлением добротной и лиричной живописи Анкера. Ключи же были взяты в сарае у швейцарского друга Ольги на другом конце страны. Такова убедительная сила искусства!

Искусство связывает времена и народы. Память о нашей общей истории оживает на полотнах художника. Ольга Калашникова — единственный на сегодняшний день

российский живописец, который создает непосредственно с натуры документально

точные пейзажи исторических мест, где проходили русские солдаты. И в этом ей помогает классическое реалистическое искусство, которым она мастерски владеет.

Работа над швейцарским циклом еще не окончена. Грандиозные панорамы Альп, сияющие ледники, мрачные камни, белоснежные облака и синее высокогорное небо притягивают Ольгу как и прежде. И она готова к новым восхождениям и открытиям для себя страны, любовь к которой продолжает волновать ее сердце. Ей не дает покоя судьба русских солдат, проявивших чудеса выдержки и героизма в поистине невыносимых условиях горных переходов и битв с превосходящим в числе и вооружении противником...

Александр Георгиев