ЖИВОПИСЬ

   Русский реализм — это крупное явление в мире искусства. Традиции его в России насчитывают уже несколько столетий. И в 21 веке это направление изобразительного искусства живо и не только повторяет найденное ранее, но и развивается, ибо каждое время и каждый художник привносит свое видение мира и исходит из своего состояния души.

В жестоком мире «современного искусства», далеко ушедшего от классических норм представления о красоте, особняком стоят художники-реалисты. От них требуется мужество не следовать за модой, а продолжать классическую линию искусства. Сущность её в ясности: ясной человеческой позиции автора, ясном взгляде на красоту жизни, ясном художественном изложении.

   Ольга Калашникова - художник, выбравший путь реалистического классического искусства. Ее творчество базируется на многогранном видении жизни, полной красоты и драматизма, ясности представлений о гармонии природы и структуре воплощения этой природной гармонии в своих картинах.

Такая человеческая и творческая позиция обусловлена непростым, особенным жизненным путем художницы. Однажды молодой инженер-математик Ольга Калашникова подняла голову от формул и алгоритмов и всмотрелась в мир вокруг. И была изумлена открывшейся красотой, разлитой в самой жизни. Сила этого потрясения заставила отложить в сторону все занятия математикой и компьютерами и уйти в сферу своего истинного призвания. Вновь была учеба, были бесконечные поездки на природу, была кропотливая работа в мастерской. И тогда родился художник, умеющий точно подмечать смысл жизненных явлений и точно и образно воплощать их в образах, передавая и порожденные ими личностные впечатления. Художник, верный хрестоматийному принципу реализма: художественное воплощение жизненных явлений в формах самой жизни.

   Быть художником-реалистом очень непросто, за этим всегда стоит большой труд. Природа - лучший учитель художника - очень сложна и многообразна. Поэтому "ученичество", изучение натуры никогда не должно заканчиваться. Только в таком случае картины обретают внятность и многомерную полноту образа. Увиденное и прочувствованное каждый художник выражает по-своему. У Ольги это всегда прямое высказывание. И внешние приемы, связанные с фактурой, композицией, колористическими аспектами, для нее всегда вторичны и служат средством для более полного выражения смысла и донесения до зрителя полноты изображаемой натуры. Этим определяется особый характер лиризма её образов: они очень индивидуализированы, личностны, пронизаны собственными эмоциями автора. Одновременно с тем абсолютно объективны, ибо строятся на качествах и свойствах изображаемых предметов и явлений.

   Выразительные средства художника — тема, требующая отдельного рассмотрения. Здесь же отметим, что работы художника Ольги Калашниковой отличает следование традиции тональной живописи; используя мягкое письмо, она не забывает акцентировать внимание зрителя на "говорящих" деталях. Таким образом и достигается «портретное сходство» во всем, что она изображает. Портрет предполагает сочетание обобщенной характеристики и конкретных деталей, будь то опушка леса с последним снегом (портрет весны), летний букет (портрет лета), осенний натюрморт со старыми предметами (портрет осени), старинный русский город, будто заснувший под светлым снежным покрывалом (портрет зимы). Такой подход, которым Ольга Калашникова блестяще владеет, придает более глубокие смыслы ее произведениям. Во всех жанрах ее живописи (пейзажах, натюрмортах, портретах) мы видим настоящую жизнь: на необъятной русской земле стоят монастыри и дома, в которых живут люди, а над этой землей с полями и лесами летят высокие облака... Снежная зима сменяется нежной весной, на смену ей приходит цветочное лето. И - венец года! - яркая и плодоносная осень, требующая подводить итоги... Этот цикл, повторяющийся из года в год, из века в век, составляет основу жизни. Этот природный цикл лежит и в основе творчества Ольги, определяя выбор ее сюжетов. И она воплощает эти сюжеты ясно и эмоционально, встречая своего неравнодушного зрителя. 

А потому ее живописное высказывание о жизни и ее ценностях само становится частью реальной жизни.

   И ее картины, ее живописное высказывание о жизни — это открытые окна в бесконечно сложный, но прекрасный мир!

Калашников В.Е. кандидат искусствоведения.