ПЕРЕХОД СУВОРОВА ЧЕРЕЗ АЛЬПЫ (1799)

 В рамках своего проекта «Ожившая история» художник Ольга Калашникова представляет серию графических работ, посвященных переходу армии Суворова через швейцарские Альпы.
   Более 20 лет Ольга  Калашникова занимается суворовской темой. В многочисленных поездках по Швейцарии с этюдником и фотоаппаратом она накопила огромный художественный и фотографический материал. Реальные скалы, ледники и горные перевалы – вот те образы, которые Ольга использует в своих работах, художественно реконструируя и оживляя историю героического перехода. Она сама прошла весь путь русской армии от Тревизо и Понте Треза до Кура и Бальцерса, поднималась на все перевалы, обследовала старые высокогорные деревушки и улочки швейцарских городов, горные речки и старинные мосты через них, по которым шли солдаты в те далекие годы. Показ реальных мест и самих этих воинов  в реальных условиях дает наиболее полное представление о величии подвига русских «чудо-богатырей»! 
   В ее картинах отражена вся хроника швейцарского похода, весь путь русской армии из солнечной Италии по швейцарским кантонам Тичино и Ури через альпийские перевалы и кантоны Швиц и Гларус до кантона Граубюнден и княжества Лихтенштейн.  В работах художника встают драматические эпизоды той холодной швейцарской осени. По горным тропинкам идут егеря и гренадеры, форсируя горные реки, преодолевая отвесные скалы, темные ущелья, заснеженные перевалы. Они сражаются с французскими солдатами. Оставленные почти без провианта и должного обмундирования, они отдыхают под открытым небом на камнях. С портретов на нас глядят лица русских солдат, самого Суворова...   

   И мы вновь задаемся вопросом: как сумели равнинные русские люди не только покорить незнакомые им горные преграды, но и вести непрерывные и победоносные бои с хорошо подготовленными силами французов? Что дало им силы выстоять и победить наперекор погоде, предательству и поражению союзников, поставивших армию Суворова в безвыходное положение? Почему высоты их духа оказались выше горных высот, и почему «...такой яркой, торжествующей победы духа над материей не выпадало на долю ни одного народа, ни одной армии в мире.» (А. А. Керсновский (1907-1944), «История русской армии».)

   В работе над проектом Ольга использует  возрожденный ею старинный метод масляной печати (oilprint) конца 19 века. Сочетая в себе особенности живописи, графики и фотографии, этот метод дает возможность соединить документальность с художественным видением автора, погружая зрителя в атмосферу похода 1799 года.

БОЛЬШЕ / MORE