ШВЕЙЦАРСКИЙ АЛЬБОМ

В 1999 Россия и Швейцария отмечали 200-летие перехода русской армии во главе с генералиссимусом А.В.Суворовым через Альпы. Верная своему союзническому договору с Австрией, армия сражалась с наполеоновскими захватчиками и освободила большую часть Швейцарии. На месте первого сражения на перевале Сен-Готард швейцарцы поставили памятник русскому полководцу Суворову.

...В 1997 году художник Ольга Калашникова впервые приехала в горный край по приглашению директора музея на перевале Сен-Готард сеньора Карло Петерпостена. Это ему принадлежит заслуга установки на переревале памятника Суворову.

За первой поездкой последовали и другие.Ольга открывала для себя Швейцарию. Она смотрела на горные кручи, перевалы, снежные вершины глазами тех русских солдат, которые пришли сюда освобождать кантоны Швейцарии от французских захватчиков. Ей казалось, это она идет с генералиссимусом горными тропами, охваченная трепетом и восторгом перед холодной силой скал и открывающимися за ними просторами. Отсюда и восхищение русскими былинными чудо-богатырями, и сострадание к ним. Не многие вернулись в Россию, но память о них хранит и швейцарский, и русский народ. Это память о мужественных, сильных и честных простых русских людях.

Художница много работала. Были организованы несколько выставок. Но главное - она открыла для себя совершенно новую тему в творчестве. Ее русские равнинные пейзажи, портреты близких ей русских людей, живущих в тихой провинции, ее лиричные натюрморты, полные любви и нежности, стремительно стали сменяться горными пейзажами, портретами русских солдат и швейцарцев.

Друзья из российского военно-исторического общества помогли реконструировать события на перевале Сен-Готард и у Чертова моста в костюмах той поры. Атрибуты очень важны для художника! И Ольга, погрузившись в такую ценную для художника натуру, принялась за работу. Она приступила к созданию уникальной серии портретов русских воинов - гренадеров и егерей. Портреты писалась в России. А поездки в Швейцарию все более и более открывали для нее край мощных пространств и новых масштабных природных стихий.

Ольга Калашникова познакомилась и подружилась со многими жителями Швейцарии, которых полюбила за теплоту человеческих отношений. Ей позировали священник-капуцин из Андерматта, со своей неизменной трубкой и по вечерам играющий в театре, веселый и загорелый железнодорожный рабочий Франко, виноградарь Пьер, приветливо угощавший своим вином, девочка Матильда, красавица Беатриче, её муж-скульптор Пако, директор музея на Сен-Готарде Карло Петерпостен с моделью памятника Суворову, инженер Габриэле, 86-летний пастух Бонадей... Список можно продолжать и продолжать.

Ольге всегда был присущ интерес к быту людей, в особенности к вещам, которые хранят в себе историю. В ее натюрмортах есть старая посуда, традиционый швейцарский сыр, веками выделываемое на этих склонах молодое вино...

Однажды дело дошло даже до курьеза. Живопись Ольги Калашниковой вызывала ассоциации с творчеством швейцарского художника Альберта Анкера (1831-1910). Почти все швейцарцы знают его и гордятся им. Работы его представлены во всех крупныx музеях Швейцарии. Мон-Вуйи, где проходила выставка О. Калашниковой в 2000 году, находится недалеко от дома-музея Анкера. Ольга пригласила на свою выставку его потомков, сотрудников этого музея. Увидев три ключа в натюрморте "Швейцарский антиквариат", они стали уговаривать ее отдать им ключи, ибо были уверены, что именно эти ключи пропали из музея много лет назад . Натюрморт, по признанию автора, был написан под впечатлением добротной и лиричной живописи Анкера. Ключи же были взяты в сарае у швейцарского друга Ольги на другом конце страны. Такова убедительная сила искусства!

Искусство связывает времена и народы. Память о нашей общей истории оживает на полотнах художника. Ольга Калашникова — единственный на сегодняшний день российский живописец, который создает непосредственно с натуры документально точные пейзажи исторических мест, где проходили русские солдаты. И в этом ей помогает классическое реалистическое искусство, которым она мастерски владеет.

Работа над швейцарским циклом еще не окончена. Грандиозные панорамы Альп, сияющие ледники, мрачные камни, белоснежные облака и синее высокогорное небо притягивают Ольгу как и прежде. И она готова к новым восхождениям и открытиям для себя страны, любовь к которой продолжает волновать ее сердце. Ей не дает покоя судьба русских солдат, проявивших чудеса выдержки и героизма в поистине невыносимых условиях горных переходов и битв с превосходящим в числе и вооружении противником...

Показать больше